Метод запоминания Фейнмана: простой способ настроить детей самостоятельно учиться


от Марченко Веры (эксперт социалномики, разработчик дистанционной модели цифрового обучения)

Три шага в обучении по методу Фейнмана понравятся родителям, которые ценят время. Ричард Фейнман — лауреат нобелевской премии по физике. Он открыл алгоритм обучения, который позволяет хорошо разобраться в любой теме, не затрачивая много времени. Я рекомендую применять этот метод Вашим детям с 8-ми лет. Какой родитель не мечтает о самостоятельности детей, правда? Давайте сразу перейдем к формуле и для этого нужны: лист бумаги, ручка и вдохновение!

I ступень:
Пусть ребенок выписывает на лист бумаги все, что уже знает (о новом слове, понятии) и может сформулировать простыми словами на заданную тему. Учитывайте, что ребенок в 8 лет уже способен понимать базовые понятия, у него достаточный словарный запас, а также, он владеет способностью к концентрации. Кстати, когда наследник будет обосновывать материал от начала до конца, это поможет еще глубже понять суть темы. Замечу, что в ходе описания подросток самостоятельно осознает слабые стороны знаний о “предмете”. Именно это указывает на открытость к обучению, а активные вопросы ребенка подчеркивают его способности учиться.

II ступень:
На втором этапе юный рассказчик может заметить сложность связности понятий.  Хорошая новость — ребенок (или взрослый) нашли границы детских знаний. Определение компетенций — отправная точка обучения! Теперь можно вернуться к первому этапу и дополнить аргументами описание так, чтобы полностью осознать суть темы. Сама стратегия обнаружения пробелов позволяет найти нужные знания. Помогите в этом подростку, передавая простыми словами свое видение предмета и направьте к первоисточникам (справочники, словари, интернет ресурсы). Это поможет применять полученные знания в будущем.

III ступень:
Пусть ребенок (8+) посмотрит на написанные собственноручно заметки. Нужно убедится, что туда не вписано ничего лишнего. Написав рассказ простыми словами, нужно прочитать его вслух. Если наследник путается в предложениях, нужно переформулировать понятия очень простыми словами (чтобы понимал 5-ти летний слушатель).
Пусть упрощает все, что можно. Как только рассказ будет краток, по-настоящему прост и понятен, можно считать обучение успешным. Для более эффективного запоминания знаний нужно создать условия активного слушания ребенка. Дети очень любят рекомендовать, так что, родитель, научитесь слышать подрастающее поколение в семье. Обменивайтесь интересными фактами. Помогите любознательному рассказчику активировать способность передать свои знания другому. Если у него получится — это лучшее доказательство того, что подросток достаточно разбирается в теме.

Из реальной жизни:
На авторских IT-курсах по цифровому благополучию, тренеры и преподаватели Центра “Интернатива” (более шести лет) целенаправленно применяют метод Фейнмана. Ученик проходит три этапа в работе с IT-проектом. Например: нужно разобрать понятие “цифровое гражданство”.
Сначала, школьник записывает все, что ему уже известно. Затем дополняет свой рассказ аргументами и фактами, используя авторитетные источники в интернете. Ведет беседу с тренером, который передает свое видение данной темы. И наконец, на третьем этапе ученик пишет краткий сценарий к мультфильму или видео. При создании инфопродукта юный автор еще глубже погружается в новые понятия и на финише техники Ричарда Фейнмана — передает знания другим, используя интернет. Тут происходит “магия” повышения ответственности и материал качественно запоминается автором. И вот что получается на выходе: и ребенок (в 11 лет) запомнил сложное понятие, и родителей со сверстниками научил)

За пару недель школьник младших классов способен самостоятельно усваивать 14 новых тем (понятий и пр.). Приглашаем прогрессивных родителей к сотрудничеству! Записывайте наследников на дистанционный курс по IT. Открывая современный досуг, вы даете своим наследникам (9+) возможность увлекательнее развивать пять видов мышления, память и другие когнитивные функции мозга.

от Марченко Веры (эксперт социалномики, разработчик дистанционной модели обучения цифровым навыкам)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.