Важность детской журналистики и СМИ в нашей жизни


Автор: Марченко Вера

«Наши СМИ, а потом и наша литература страшно много потеряли в тот момент, когда начали обращаться к потребителю, а не к читателю.
Русская словесность, оторванная от вдумчивого, сопереживающего читателя, потеряла голос. Она как рыба, выброшенная на берег, — открывает рот, но её никто не слышит.»

Дмитрий Шеваров

На фестивале лучших молодежных авторских проектов юными блогерами (11-14 лет) был представлен медиапроект —  Детское СМИ:School News, что вдохновило команду центра “Интернатива” передать Вам, дорогой читатель, частичку атмосферы важного события с берегов волнующей Волги.

Детская журналистика является самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Она создается для детей и юношества, приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, выполняя следующие функции: информационную, воспитательную, образовательную, познавательную, социализирующую.

Учитывая широкое применение в современной жизни новых коммуникаций, следует говорить о возникновении в современном обществе информационной сферы и, соответственно, уже не столько о детской журналистике, сколько о детских СМИ. Современные дети с огромным успехом осваивают «инфосферу», в массе своей предпочитая компьютер книгам и другим печатным изданиям. В таких условиях, попадая в непрерывный информационный поток, детское сознание подвергается колоссальному воздействию, вызывающему в нем определенные изменения. Современные детская журналистика и СМИ широко используют приемы убеждения, манипулятивных технологий, внушения. Кроме этого, сегодня в практике журналистики и СМИ широко используются методы подсознательного воздействия, в первую очередь создание стереотипов. Часто стереотипы в результате длительного использования приобретают черты определенных образов, которые закрепляются в формирующемся детском сознании очень прочно. Они существуют в подсознании человека в качестве определенных «якорей» и оказывают определенное действие на сознание не только в детский период, но и в течение всей последующей жизни.

Сегодня, в начале XXI в., все мы являемся свидетелями невиданной информационной мощи, достигнутой человечеством благодаря стремительному развитию информационных технологий. Научно-техническую революцию сменила революция информационная, в ходе которой создается новое «информационное общество».

Исходя из этого, применительно к современности следует говорить уже не столько о детской журналистике, сколько о детских СМИ. СМИ можно рассматривать как систематическое распространение информации с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

В рамках программы “Мы рождены в 21 веке”, командой Центра “Интернатива” реализовывается ряд проектов для развития молодежной медиаграмотности. В течении шести лет на практике  нами ведутся исследования насколько эффективно осваиваются новые медиа детьми и для чего применяются в последствии. Как не парадоксально, слушая  недовольство родителей о бесполезном “блуждании” подростков по глобальной сети , мы наблюдаем высокий интерес к медиатворчеству у детей, что создавая взрослыми определенную просветительскую среду для любознательного подростка, давая им возможность проявить творческую инициативу, показывая понятные способы и средства для реализации авторских молодежных проектов, дети не принужденно  покидают соц. сети, по собственной воле,  оставляют “вредные”игры и со смыслом формируют фамильное цифровое пространство (оформляя хостинги, домены, видео-каналы, онлайн-портфолио и т.д), наполняя его уникальным авторским контентом: создавая обучающие мультфильмы, пишут статьи на личных сайтах, вещают о своих талантах в онлайн-аудиториях, рисуют картины в  веб-студиях , разрабатывают мобильные приложения в своих ит-лабораториях и пр.

В течении всего лета под управлением экспертов Центра “Интернатива”  в 4 этапа шла креативная сессия для молодежного сообщества России на базе ДОКЛ “Байтик”. На фестивале авторских медиапроектов юными талантами 4-х сезонов  были представлены концепции и идеи, которые они хотели бы внедрить в школьных сообществах. Почти каждый проект был “пропитан” возможностью использовать новые коммуникации для объединения с креативными единомышленниками, экспертами и талантами со всей страны, применять информационные технологии для создания просветительских инфопродуктов (мультфильмов, обучабщего видео,  авторских вебинаров) учителям и выпуск методического материала в новом формате (3D, дудл- видео и пр.). Особое восхищение вызывают проекты детей , где они “взывают” взрослых к активному использованию в делах и быту мобильных технологий для того, чтобы быть свободнее  и уделять больше времени своим детям! “Это Глас нашего Будущего!” — думала я , закрывая каждый конкурс с июня по август….

Среди десятков медиапроектов четвертой волны креативной сессии “Школьный Медиамастер” экспертный совет центра “Internativa” и жюри ДОКЛ “Байтик” вдохновлены  идеей реализации независимого детского СМИ,  которое будет позиционировать результаты школьников малых городов и сёл.  В записи прямого эфира, который включили юные блогеры можете посмотреть презентацию “Всероссийского школьного новостного портала School News”.

Как показывает опыт работы команды организаторов Международной Web-Олимпиады “Профессии Будущего” часто победителями становятся подростки из деревень и провинций. Несмотря на слабый интернет и сложные задания по созданию авторских инфопродуктов: сайтов, мультфильмов, видео с интеграцией английского языка, дети из провинций забирают лавры авторитетного интернет конкурса. Они способнее, сконцентрированнее и целеустремлёнее на онлайн-марафонах, возможно, их мотивация для позитивных перемен в их жизни выше?

Далеко не секрет что сегодня факторами делового успеха являются: свободное владение международным языком и виртуозное использование IT.  Но кто вещает о победах этих юных лидеров? Этим могут заниматься независимые детские СМИ, которые только формируются  в России на старте третьего тысячелетия и совместно с нашими партнерами, руководителями — новаторами мы помогаем молодежи практиковать современную независимую медиажурналистику, создавая новую историю своей страны в глобальной сети.


Один комментарий на «“Важность детской журналистики и СМИ в нашей жизни”»

  1. Вот вы все о лидерах… А как же обычные дети обычных родителей… ??? Так все правильно, красиво, но опять же для определенного круга, не для всех. Вот так и получается, что у нас поддерживают и помогают развиваться тем, у кого и так все ок. Те кто может заплатить 17 000 за курс для того, чтобы «попробовать» себя, у этих родителей и и детей и так все в порядке, есть связи, есть деньги. Да, я могу напрячься и отправить в лагерь раз в год к вам, или купить курс, но круг общения у моих детей совсем другой в жизни, другие возможности и скорее всего не сможет она общаться с детьми из другого круга. Разные у них интересы.. . Да и потом победители олимпиад… опять же, если у нас в школе, в классе никто особо не стремится учиться и весь интерес в том, чтобы побогаче покрасивее и помоднее одеться, как можно один курсом что-то изменить???? Должна быть среда, но среда общедоступная, чтобы любой ребенок, любой родитель, проявив хоть малюсенький интерес, мог войти в этот круг и жить в нем постоянно. Возможно, у меня различное с вами мышление, но вот это мышление и передается детям дальше, основанное на страхе потерять то малое, что есть. Когда страшно замахиваться куда-то выше.. Меня уже не изменить, но вот детей то можно еще. А куда идти неизвестно. Везде просят деньги… Плату за мечту…А по другому никак???

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.